После пандемии для бизнеса шеринговых форм владения автомобилем наступают трудные времена: массовый потребитель возвращается к собственнической идее, что в целях безопасности все же лучше ездить на машине личной, даже при том, что в городе пользоваться каршерингом или такси экономически более выгодно.
Пандемия способна подкосить взлет шеринговых форм владения автомобилями, который наблюдался во всем мире в последние годы и имеет уже солидное прошлое: исторически первые попытки реализовать идеи пользования общим авто взамен личного предпринимались еще в середине прошлого века — первый эксперимент с таким сервисом был зафиксирован в швейцарском Цюрихе в 1948 году. Но стремительный набор скорости автомобильных шеринговых услуг в мире начался недавно — он пришелся на начало 2010-х годов, когда распространение смартфонов и мобильного интернета позволило сделать эти сервисы по-настоящему удобными.
На начало текущего года, до распространения пандемии, по данным международной аналитической компании Movmi, каршеринговые услуги работали в 59 странах мира, в более 3 тыс. городов, в сфере этих услуг задействовано около 250 крупных компаний. По данным аналитической компании Berg Insight, мировой автопарк каршеринговых машин до пандемии превышал 400 тыс. единиц, а в общей сложности такими услугами регулярно пользовались порядка 55 млн человек в год. Значимый вклад в развитие каршеринга в мире вносила Россия: по итогам ушедшего года Москва вообще вырвалась в этой области в мировые лидеры — в 2019 году в российской столице парк каршеринговых машин достиг 30 тыс. автомобилей, что в два раза больше, чем в 2018 году. Таким образом, в мировом зачете Москва уверенно обгоняет другие ведущие мегаполисы планеты, такие как Шанхай, Токио, Нью-Йорк, где парк каршеринга еще не преодолел планку в 20 тыс. автомобилей.
До пандемии каршерингу прочили продолжение динамичного разгона: например, Berg Insight прогнозировал, что к 2023 году число клиентов увеличится более чем в четыре раза, до 227 млн человек. Однако коронавирус может смешать все карты планам мирового господства каршерингового бизнеса. И дело не только в карантинных мероприятиях, которые постепенно отменяются, а в новых психологических установках потребителя, который в большей степени стал воспринимать личный автомобиль как крепость от внешних угроз, а общественное транспортное средство в общественном сознании превращается в потенциальный источник опасности.