«Кризис может сыграть на руку кредитным организациям и бизнесу»

Елизавета Дворникова

Региональный директор по СЗФО

Число отраслей российской экономики, ситуация в которых стремительно ухудшается, растет — на этот раз удар готовятся принять лизинговые компании, которые уже начали терять клиентов. В наиболее выгодном положении оказались крупные игроки, у малых и средних — гораздо меньше шансов пережить кризис, выяснил РБК Петербург.

Эксперты, между тем, отмечают, что в период кризиса лизинг мог бы стать одним из эффективных инструментов поддержки бизнеса, если бы игроки рынка были готовы пойти друг друг навстречу.

Эффект домино

По данным аналитического центра «Эксперт», более 70% клиентов лизинговых компаний — это предприятия малого и среднего бизнеса (МСП). Лизинг как финансовый инструмент для субъектов МСП всегда был более привлекательным по сравнению с обычным кредитованием. Тем не менее, сегодня предприниматели стараются не брать на себя новых финансовых обязательств, и лизинговые компании, вслед за наиболее пострадавшими от кризиса отраслями, начинают терять клиентов.

«Очевидно, что лизинговые компании, наряду со многими другими, стали жертвами «эффекта домино», — отмечает председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. — Значительная доля лизинговых контрактов приходится именно на транспортные отрасли: авиа, железнодорожную и автомобильную. И все эти отрасли за апрель 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показали падение. Снижение объема авиаперевозок составило 91,8%, грузооборот железнодорожных перевозок упал на 7,3% — это, в основном, касается крупных лизинговых компаний и заказчиков, работающих в этом сегменте. В автолизинге, где большую часть клиентов представляют субъекты МСП, ситуация также неблагоприятная. Продажи новых автомобилей по разным оценкам за апрель сократились от 61 до 74%. Строительная отрасль, где в лизинг берется спецтехника, пока что не включена в список наиболее пострадавших отраслей. В условиях падения спроса и приостановки работ на объектах жилищного, коммерческого и инфраструктурного строительства, транспортные и промышленные компании, использующие лизинговые схемы, пока не торопятся приобретать новую технику».

Для компаний, которые прямо или косвенно пострадали от вынужденного простоя и отсутствия реальных мер регулирования ситуации со стороны правительства, новое финансирование связано с высоким уровнем риска, который фактически нечем хеджировать, говорят эксперты. «У нас достаточно серьезный портфель договоров с сегментом среднего и крупного бизнеса и могу отметить, что самая большая проблема на рынке — это существенное уменьшение количества новых клиентов, — подтверждает директор представительства ООО «Эксперт-Лизинг» в Санкт-Петербурге Алексей Ритор. — Клиенты, у которых портфель был диверсифицирован, пытаются демпинговать, ищут наиболее дешевые варианты. Соответственно, конкуренция среди лизинговых компаний растет. В свою очередь, лизинговые компании принимают меры по сокращению дебиторской задолженности и стараются работать с «повторной» базой клиентов — с теми, кто уже обращался в компанию и имеют хорошую историю».

Игра по-крупному

По мнению участников рынка, в наиболее выгодном положении оказались крупные игроки. Прежде всего, за счет финансовой подушки и платежеспособных клиентов. «Проблемы в основном начинаются у маленьких компаний, чье финансирование становится более рискованным, — считает Алексей Ритор. — Если портфель компании перенасыщен такими платежами, которые подлежат реструктуризации, это уже вопрос подушки безопасности. В выигрыше те лизинговые компаний, которые входят в банковские группы, либо работают с крупными заказчиками».

В зоне риска традиционно оказываются средние и малые компании, не имеющие запаса ликвидности и клиентов, которые не смогут обеспечить необходимый стабильный поток платежей. Показателен пример крупных игроков: некоторые участники рынка пока спада не наблюдают.

Пять личных навыков, которым стоит научиться в условиях неопределенности

«Если говорить об уровне спроса, неплатежах и наших финансовых результатах, то пока статистика нас вполне устраивает, — говорит руководитель дивизиона «Санкт-Петербург» ООО «Балтийский лизинг» Андрей Бугров. — С начала 2020 года новый бизнес «Балтийского лизинга» превысил уже 20 млрд рублей, а апрель, который многие сейчас считают самым сложным месяцем, наша компания прошла с результатом 3,5 млрд рублей. Наш портфель диверсифицирован, и большого количества сделок с неликвидным имуществом мы не отмечаем».

Ужесточение или послабление?

Эксперты отмечают, что по идее при падении спроса лизинговые компании должны формировать наиболее привлекательные условия для новых потенциальных клиентов. Более того, по мнению представителей ряда лизинговых компаний, ситуация с коронавирусом может сыграть на руку и кредитным организациям, и бизнесу.

«Обычно в кризисное время финансовые организации меняют свой подход к оценки рисков и отказываются от «бланкового финансирования», — поясняет региональный директор компании «Интерлизинг» по СЗФО Елизавета Дворникова. — В сделке предмет лизинга является залогом, что позволяет снизить риски и структурировать сделку с учетом потребности клиента. В настоящий момент на рынке актуален продукт «Экспресс» для розничных сделок до 35 млн руб. Это сделка с минимальным пакетом документов и предварительным решением за 1 час».

Вместе с тем, по мнению заместителя председателя комитета по корпоративному управлению СПб РО «Деловая Россия», члена Ассоциации профессиональных директоров Александра Горелова, в условиях кризиса во многих банках и лизинговых компаниях требования к заемщикам ужесточились, а в начале кризиса многие кредитно-финансовые учреждения занимались в первую очередь пролонгациями или перекредитованием «старых» кредитов.

«На рынке отмечаются предпосылки к сворачиванию существующих экспресс-программ, потому что никто не знает, сколько продлится пандемия», — также приводит свою точку зрения Алексей Ритор.

Другие эксперты напоминают, что до пандемии ситуация на лизинговом рынке была крайне благоприятной, действовали достаточно лояльные условия, и сейчас говорить о послаблении не совсем корректно. Скорее речь идет о сохранении возможности финансирования. В целом услуги могут быть предоставлены большому спектру клиентов, которые понесли минимальные убытки или наоборот пошли в рост ввиду сложившейся ситуации.

Индивидуальная реструктуризация

В рамках господдержки предприниматели могут оформить реструктуризацию лизинговых платежей. Однако, по данным Объединенной лизинговой ассоциации, из 200 тысяч действующих договоров лизинга с субъектами МСП только 10% контрактов заключены с компаниями, которые признаны пострадавшими от последствий эпидемии коронавируса в России.

«Конечно, сейчас появились запросы на реструктуризацию лизинговых платежей от лизингополучателей, у которых резко упала выручка, — отмечает Елизавета Дворникова. — В большей степени ограничения коснулись автодилеров, частных медицинских центров, туристической отрасли, а также секторов перевозок и производства».

Впрочем, коронавирус вынудил компании бороться за каждого клиента и рассматривать возможность для реструктуризации в индивидуальном порядке. По словам Алексея Ритора, сегодня «все лизинговые компании, так или иначе, стараются смягчить условия лизинговых платежей», вне зависимости от того, попал клиент в перечень пострадавших от коронавируса или нет.

«Первое решение — это перенос платежей на конец мая без начисления пени за просрочку, — приводит пример Андрей Бугров. — Для некоторых клиентов такая мера — серьезное подспорье, у них появляется полтора-два месяца, чтобы реабилитироваться после режима «нерабочих дней». В некоторых случаях мы можем предложить частичный перенос платежей с уменьшением их размера. Все это делается в индивидуальном порядке».

Игнорируя ОКВЭД

Примечательно, что не все лизинговые компании хотят идти навстречу клиентам, даже тем, кто попал в ОКВЭД как компании, наиболее пострадавшие от коронавируса. По мнению некоторых лизингополучателей, сегодня кредитно-финансовые организации получают поддержку от государства, но не всегда доводят ее до заемщика.

«Одна лизинговая компания была готова предоставить нам реструктурирование платежей при условии, что генеральный директор предоставит личное поручительство, — поделился своим кейсом директор по развитию ООО «Экспорт Групп» Максим Полетаев. — Поскольку генеральный директор не является собственником, учитывая возросшие риски, связанные с сегодняшней ситуацией, он отказался. При этом наша компания не маленькая, с хорошими оборотами, однако лизинговая компания отказалась реструктурировать платежи. Еще одна организация, также входящая в наша группу компаний, обратилась в другую лизинговую компанию, где нам сказали, что мы не попадаем в ОКВЭД пострадавших от коронавируса, поэтому реструктуризацию не согласовывают. Я объяснял, что помимо других видов деятельности у нас есть и транспортный актив — грузоперевозки. Но после этого представители лизинговой компании стали просто игнорировать мои запросы».

В ожидании сокращения

По прогнозам председателя совета директоров АО «Сбербанк Лизинг», президента Объединенной лизинговой ассоциации Кирилла Царева, наряду с господдержкой финансового сектора, которая призвана стимулировать кредитование, в России будет параллельно ужесточаться кредитная политика банков — требования к заемщикам будут возрастать. Кроме того, Кирилл Царев отмечает, что количество заявок на реструктуризацию будет только увеличиваться: к компаниям, попавшим в ОКВЭД пострадавших от коронавируса, присоединятся представители тех секторов экономики, которые являются сопутствующими или работающие с пострадавшими отраслями.

В целом же эксперты ожидают сокращение лизинговых портфелей не только за счет вынужденных реструктуризаций. «Лизинг — это инструмент финансирования основных фондов, — отмечает Александр Горелов. — А в условиях кризиса многие компании сокращают и будут сокращать свои инвестиционные программы. Таким образом, ситуация на рынке для некоторых лизинговых компаний может привести к серьезным проблемам».

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/spb_sz/16/09/2020/5f6208c89a79477158b4a3a1

Подписаться на новости